Постановление Администрации г. Ульяновска от 15.09.2014 N 4662 "Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования "город Ульяновск"
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2014 г. № 4662
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
ГЛАВНЫМИ РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ (РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ) СРЕДСТВ,
ГЛАВНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ (АДМИНИСТРАТОРАМИ) ДОХОДОВ,
ГЛАВНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ (АДМИНИСТРАТОРАМИ) ИСТОЧНИКОВ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД УЛЬЯНОВСК"
В соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь Уставом муниципального образования "город Ульяновск", администрация города Ульяновска постановляет:
1. Утвердить Порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями (распорядителями) средств, главными администраторами (администраторами) доходов, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования "город Ульяновск" (прилагается).
2. Руководителям главных распорядителей (распорядителей) средств, главных администраторов (администраторов) доходов, главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования "город Ульяновск" (далее - главные администраторы) в срок до 01.12.2014:
1) определить должностных лиц и структурные подразделения главного администратора, на которые возлагается осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в соответствии с требованиями, установленными указанным выше Порядком;
2) обеспечить внесение в должностные инструкции должностных лиц и положения о структурных подразделениях главного администратора положений о правах и обязанностях, связанных с осуществлением внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
3) обеспечить формирование предусмотренных названным Порядком карт внутреннего финансового контроля.
3. Признать утратившими силу:
1) постановление администрации города Ульяновска от 15.05.2012 № 2124 "Об утверждении Порядка осуществления ведомственного финансового контроля главными распорядителями средств бюджета муниципального образования "город Ульяновск" за подведомственными муниципальными учреждениями";
2) постановление администрации города Ульяновска от 25.06.2012 № 2774 "О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновска от 15.05.2012 № 2124";
3) постановление администрации города Ульяновска от 16.08.2012 № 3685 "О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновска от 15.05.2012 № 2124".
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Ульяновск сегодня".
Глава администрации
города Ульяновска
С.С.ПАНЧИН
Утвержден
постановлением
администрации
города Ульяновска
от 15 сентября 2014 г. № 4662
ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И
ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА ГЛАВНЫМИ РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ
(РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ) СРЕДСТВ, ГЛАВНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ
(АДМИНИСТРАТОРАМИ) ДОХОДОВ, ГЛАВНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ
(АДМИНИСТРАТОРАМИ) ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА
БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД УЛЬЯНОВСК"
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств, главными администраторами (администраторами) доходов, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования "город Ульяновск" (далее - местный бюджет) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
1.2. В настоящем Порядке используются следующие термины и понятия:
главный администратор - главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета, главный администратор (администратор) доходов местного бюджета, главный администратор (администратор) источников финансирования дефицита местного бюджета;
подведомственный участник бюджетного процесса - подведомственный главному администратору распорядитель средств местного бюджета, администратор доходов местного бюджета, администратор источников финансирования дефицита местного бюджета, получатель средств местного бюджета;
внутренние бюджетные процедуры - организуемые и выполняемые главным администратором и подведомственными ему участниками бюджетного процесса процедуры по составлению и исполнению местного бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, по доходам, по источникам финансирования дефицита, а также процедуры по составлению ими бюджетной отчетности и ведению бюджетного учета, включая способы ведения бухгалтерского учета (далее - учетная политика);
внутренние стандарты - правовые акты главного администратора, регулирующие выполнение внутренних бюджетных процедур;
внутренний финансовый контроль - непрерывно осуществляемый руководителями главных администраторов, руководителями, иными должностными лицами структурных подразделений главного администратора, непосредственно организующих и выполняющих внутренние бюджетные процедуры, контроль, направленный на соблюдение внутренних бюджетных процедур и внутренних стандартов, а также на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств главным администратором и подведомственными участниками бюджетного процесса;
операция - действие по оформлению документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур;
внутренний финансовый аудит - непрерывно осуществляемая специально уполномоченным структурным подразделением или должностным лицом главного администратора деятельность в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого должностными лицами и структурными подразделениями главного администратора, подготовки рекомендаций по повышению его эффективности, подтверждения достоверности бюджетной отчетности главного администратора и подведомственных участников бюджетного процесса и соответствия порядка ведения ими бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации, и подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств главным администратором и подведомственными участниками бюджетного процесса.
Иные термины и понятия, используемые в настоящем Порядке, применяются в том же значении, что и в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
2. Осуществление внутреннего финансового
контроля
2.1. Внутренний финансовый контроль осуществляется должностными лицами главного администратора в соответствии с их должностными инструкциями.
Внутренний финансовый контроль осуществляется в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:
а) составление и представление подведомственным участником бюджетного процесса главному администратору документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта местного бюджета (проектов изменений в местный бюджет);
б) составление и представление главным администратором в Финансовое управление администрации города Ульяновска документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта местного бюджета (проектов изменений в местный бюджет), в том числе реестра расходных обязательств главного администратора и обоснований бюджетных ассигнований;
в) составление и представление главным администратором в Финансовое управление администрации города Ульяновска документов, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита местного бюджета;
г) составление и ведение главным администратором бюджетной росписи;
д) составление и направление главным администратором в Финансовое управление администрации города Ульяновска документов, необходимых для составления и ведения сводной бюджетной росписи местного бюджета и распределения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по главным распорядителям средств местного бюджета;
е) распределение главным администратором бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным участникам бюджетного процесса;
ж) составление, утверждение, ведение и исполнение главным администратором и подведомственными участниками бюджетного процесса бюджетных смет (свода бюджетных смет);
з) формирование главным администратором муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и финансовое обеспечение главным администратором выполнения этого задания подведомственными муниципальными учреждениями;
и) принятие и исполнение главным администратором и подведомственными участниками бюджетного процесса бюджетных обязательств;
к) осуществление главным администратором и подведомственными участниками бюджетного процесса начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в местный бюджет, пеней и штрафов по ним, а также иных бюджетных полномочий главного администратора и администратора доходов местного бюджета;
л) осуществление главным администратором и подведомственными участниками бюджетного процесса контроля за полнотой и своевременностью поступления в местный бюджет источников финансирования дефицита местного бюджета, обеспечения поступлений в местный бюджет и выплат из местного бюджета по источникам финансирования дефицита местного бюджета, а также иных бюджетных полномочий главного администратора и администратора источников финансирования дефицита местного бюджета;
м) осуществление главным администратором и подведомственными участниками бюджетного процесса бюджетного учета, в том числе принятия к учету первичных учетных документов (составления сводных учетных документов), отражения информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведения оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
н) составление и представление главным администратором и подведомственными участниками бюджетного процесса бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;
о) исполнение главным администратором и подведомственными участниками бюджетного процесса судебных актов по искам к муниципальному образованию "город Ульяновск", а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений.
2.2. При осуществлении внутреннего финансового контроля проводятся следующие контрольные действия:
а) проверка оформления документов на соответствие требованиям внутренних стандартов и иных правовых актов, регулирующих выполнение внутренних бюджетных процедур;
б) визирование документов, оформленных в результате осуществления операций (далее - авторизация операций);
в) сверка данных;
г) сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.
2.3. Контрольные действия, указанные в пункте 2.2 настоящего Порядка (далее - контрольные действия), проводятся в ходе самоконтроля, контроля по уровню подчиненности и контроля по уровню подведомственности (далее - методы контроля).
2.4. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные.
Визуальные контрольные действия проводятся без использования программных средств автоматизации. Автоматические контрольные действия проводятся с использованием программных средств автоматизации без непосредственного участия должностного лица, осуществляющего внутренний финансовый контроль. Смешанные контрольные действия проводятся с использованием программных средств автоматизации с непосредственным участием должностного лица, осуществляющего внутренний финансовый контроль.
2.5. К способам проведения контрольных действий относятся:
а) сплошной способ, при котором контрольные действия проводятся в отношении каждой осуществленной операции при выполнении внутренней бюджетной процедуры;
б) выборочный способ, при котором контрольные действия проводятся в отношении отдельных операций при выполнении внутренней бюджетной процедуры.
2.6. Подготовка к осуществлению внутреннего финансового контроля заключается в формировании (актуализации) руководителями структурных подразделений главного администратора карты внутреннего финансового контроля.
В карте внутреннего финансового контроля по каждой отражаемой в ней внутренней бюджетной процедуре указываются данные о должностном лице, ответственном за осуществление операций, периодичности осуществления операций, должностных лицах, проводящих контрольные действия, методах контроля, способах и периодичности проведения контрольных действий.
Формирование (актуализация) карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:
а) анализ внутренней бюджетной процедуры в целях определения применяемых к ней методов контроля и контрольных действий;
б) формирование перечня операций с указанием необходимости или отсутствия необходимости проведения контрольных действий в отношении отдельных операций.
Внутренний финансовый контроль осуществляется главным администратором в соответствии с картами внутреннего финансового контроля, утвержденными руководителем главного администратора.
Актуализация карт внутреннего финансового контроля осуществляется:
а) в случае внесения изменений во внутренние стандарты и иные правовые акты, регулирующие выполнение внутренних бюджетных процедур;
б) в случае изменения состава должностных лиц, ответственных за осуществление операций, периодичности осуществления операций, состава должностных лиц, проводящих контрольные действия;
в) в случае необходимости изменения методов контроля, контрольных действий и (или) периодичности их проведения в целях увеличения способности методов контроля и контрольных действий снижать вероятность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур и операций (далее - бюджетные риски).
2.7. Внутренний финансовый контроль осуществляется должностными лицами структурных подразделений главного администратора с соблюдением методов контроля, способов и периодичности проведения контрольных действий, указанных в картах внутреннего финансового контроля.
2.8. Самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом структурного подразделения главного администратора путем проведения проверки каждой осуществляемой им операции на соответствие внутренним стандартам и иным правовым актам, регулирующим выполнение внутренних бюджетных процедур. При самоконтроле также осуществляется оценка бюджетных рисков.
2.9. Контроль по уровню подчиненности осуществляется сплошным способом руководителем и (или) руководителем структурного подразделения главного администратора (иным уполномоченным лицом) путем авторизации операций, осуществляемых подчиненными должностными лицами.
2.10. Контроль по уровню подведомственности осуществляется сплошным или выборочным способом в отношении выполненных подведомственными участниками бюджетного процесса внутренних бюджетных процедур, предусмотренных подпунктами "а" и "м" пункта 2.1 настоящего Порядка.
Контроль по уровню подведомственности осуществляется путем проведения проверок представленных подведомственным участником бюджетного процесса документов, направленных на установление:
а) соответствия документов требованиям внутренних стандартов и иных правовых актов, регулирующих выполнение внутренних бюджетных процедур;
б) своевременности оформления и представления документов;
в) точности и обоснованности отраженной в документах информации;
г) законности осуществления отдельных операций при оформлении документов.
Результаты таких проверок оформляются письменным заключением главного администратора с указанием необходимости внесения в представленные документы исправлений, устранения выявленных при оформлении и представлении документов недостатков и (или) нарушений в установленный в заключении срок либо разрешительной надписью руководителя главного администратора (иного уполномоченного лица) на представленном документе.
2.11. Информация о выявленных при осуществлении внутреннего финансового контроля бюджетных рисках, недостатках, нарушениях при осуществлении операций и выполнении внутренних бюджетных процедур, причинах их возникновения и предлагаемые меры по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля) направляются структурными подразделениями, выполняющими внутренние бюджетные процедуры, руководителю главного администратора с установленной руководителем главного администратора периодичностью.
2.12. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля принимаются решения с указанием сроков их выполнения, направленные:
а) на обеспечение проведения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций и (или) устранение недостатков используемых при проведении автоматических контрольных действий программных средств автоматизации, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
б) на актуализацию карт внутреннего финансового контроля в части изменения методов контроля, контрольных действий и (или) периодичности их проведения в целях увеличения способности методов контроля и контрольных действий снижать вероятность возникновения бюджетных рисков;
в) на актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных электронных документов, позволяющих отразить унифицированные операции при выполнении главным администратором и подведомственными участниками бюджетного процесса внутренних бюджетных процедур;
г) на уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих выполнение главным администратором и подведомственными участниками бюджетного процесса внутренних бюджетных процедур, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
д) на изменение внутренних стандартов, в том числе регулирующих учетную политику главного администратора;
е) на уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистрах бюджетного учета главного администратора;
ж) на устранение конфликта интересов у должностных лиц главного администратора, участвующих в выполнении внутренних бюджетных процедур;
з) на привлечение должностных лиц главного администратора, участвующих в выполнении внутренних бюджетных процедур, к материальной и (или) дисциплинарной ответственности за недостатки и (или) нарушения, допущенные при осуществлении операций и выполнении внутренних бюджетных процедур;
и) на ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений главного администратора, организующих и выполняющих внутренние бюджетные процедуры.
2.13. При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитываются итоги контрольных мероприятий, проведенных в отношении главного администратора и подведомственных участников бюджетного процесса Финансовым управлением администрации города Ульяновска и Контрольно-счетной палатой муниципального образования "город Ульяновск", а также информация, изложенная в актах аудиторских проверок, проведенных в рамках внутреннего финансового аудита.
2.14. В целях осуществления Финансовым управлением администрации города Ульяновска бюджетных полномочий по проведению анализа осуществления главными администраторами внутреннего финансового контроля главные администраторы обязаны предоставлять Финансовому управлению администрации города Ульяновска запрашиваемые им в связи с осуществлением указанных полномочий информацию и документы.
2.15. Ответственность за надлежащую организацию внутреннего финансового контроля несет руководитель главного администратора.
3. Осуществление внутреннего финансового
аудита
3.1. Внутренний финансовый аудит осуществляется специально уполномоченным структурным подразделением или должностным лицом главного администратора (далее - субъект аудита) на основе функциональной независимости. Субъект аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора.
Деятельность субъекта аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
3.2. Предметом внутреннего финансового аудита является совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершаемых структурными подразделениями главного администратора и подведомственными участниками бюджетного процесса (далее - объекты аудита), а также организация и осуществление должностными лицами и структурными подразделениями главного администратора внутреннего финансового контроля.
3.3. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки проводятся в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора (далее - план) до начала очередного финансового года.
3.4. Субъект аудита вправе давать заключения по вопросам законности, обоснованности и полноты документов главного администратора, представляемых в Финансовое управление администрации города Ульяновска для составления и рассмотрения проекта местного бюджета (проектов изменений в местный бюджет).
3.5. Аудиторские проверки подразделяются:
а) на камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
б) на выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объекта аудита;
в) на комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта аудита, так и по месту нахождения объекта аудита.
3.6. Должностные лица субъекта аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и результатах осуществления объектом аудита внутреннего финансового контроля;
б) посещать помещения и территории, занимаемые объектом аудита, в отношении которого проводится аудиторская проверка;
в) привлекать по согласованию с руководителем главного администратора независимых экспертов.
3.7. Должностные лица субъекта аудита при проведении аудиторских проверок обязаны:
а) соблюдать требования правовых актов в установленной сфере деятельности;
б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программами аудиторских проверок;
в) знакомить руководителя объекта аудита с программой аудиторской проверки и ее результатами.
3.8. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в плане указывается проверяемая внутренняя бюджетная процедура, объект аудита, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.
3.9. При планировании аудиторских проверок учитываются:
а) значимость операций, групп однотипных операций, осуществляемых объектами аудита, которые могут оказать значительное влияние на бюджетную отчетность главного администратора в случае ненадлежащего осуществления этих операций;
б) факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций для оценки надежности внутреннего финансового контроля, к которым относятся:
частота проведения визуальных контрольных действий при осуществлении внутреннего финансового контроля;
соответствие методов контроля и контрольных действий, применяемых при осуществлении внутреннего финансового контроля, уровню сложности и значимости внутренней бюджетной процедуры;
уровень автоматизации контрольных действий, применяемых при осуществлении внутреннего финансового контроля;
в) бюджетные риски;
г) степень обеспеченности субъекта аудита ресурсами (трудовыми, материальными, финансовыми);
д) наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
3.10. В целях составления плана субъект аудита обязан провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
а) осуществления объектом аудита внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
б) контрольных мероприятий, проведенных Финансовым управлением администрации города Ульяновска и Контрольно-счетной палатой муниципального образования "город Ульяновск" в отношении объектов аудита (в отношении отдельных внутренних бюджетных процедур, организуемых и выполняемых соответствующими структурными подразделениями главного администратора).
3.11. Аудиторская проверка назначается решением руководителя главного администратора и проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной субъектом аудита.
Программа аудиторской проверки должна содержать:
а) наименование объектов аудита;
б) тему аудиторской проверки;
в) перечень вопросов, подлежащих изучению при проведении аудиторской проверки, с указанием:
внутренних бюджетных процедур, в отношении которых оценивается надежность внутреннего финансового контроля;
перечня операций, осуществляемых в рамках внутренних бюджетных процедур по составлению бюджетной отчетности и ведению бюджетного учета, в отношении которых подтверждается достоверность бюджетной отчетности объекта аудита и соответствия порядка ведения объектом аудита бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
г) срок проведения аудиторской проверки.
3.12. При проведении аудиторской проверки исследуется:
а) осуществление объектом аудита внутреннего финансового контроля;
б) соответствие выполнения объектом аудита внутренних бюджетных процедур внутренним стандартам и иным правовым актам, регулирующим выполнение внутренних бюджетных процедур;
в) экономность и результативность использования объектом аудита бюджетных средств;
г) соответствие применяемой (обеспечиваемой) объектом аудита учетной политики законодательству Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральным и отраслевым стандартам в области регулирования бухгалтерского учета;
д) применение объектом аудита программных средств автоматизации при выполнении внутренних бюджетных процедур;
е) ведение объектом аудита бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым решения принимаются исходя из профессионального мнения лиц, ответственных за ведение бюджетного учета;
ж) наделение правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем объекта аудита, обеспечивающих выполнение объектом аудита внутренних бюджетных процедур, а также соблюдения регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
з) формирование объектом аудита финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
и) составление объектом аудита бюджетной отчетности.
3.13. Аудиторская проверка проводится путем выполнения:
а) инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций при выполнении внутренней бюджетной процедуры, и (или) материальных активов;
б) наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и иных работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе осуществления операций при выполнении внутренней бюджетной процедуры;
в) запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
г) пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита;
д) аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях о выполнении объектом аудита внутренних бюджетных процедур, изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете сведений, а также причин таких отклонений и недостатков.
3.14. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные, надлежащие и надежные доказательства. К доказательствам относятся информация и данные:
а) основанные на документах и иных материалах, подготавливаемых или получаемых в связи с проведением аудиторской проверки (далее - рабочая документация);
б) подтверждающие наличие выявленных недостатков и (или) нарушений при выполнении объектами аудита внутренних бюджетных процедур;
в) являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
3.15. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию. Рабочая документация содержит:
а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
б) сведения о результатах осуществления объектом аудита внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
в) перечень контрактов, договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, изученных при проведении аудиторской проверки;
г) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объекта аудита;
д) обращения, запросы, направленные третьим лицам при проведении аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
е) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные недостатки и (или) нарушения;
ж) акт аудиторской проверки.
3.16. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления устанавливаются главным администратором.
3.17. Результаты аудиторской проверки в течение 2 рабочих дней со дня ее завершения оформляются актом, который подписывается субъектом аудита и вручается руководителю объекта аудита (иному лицу, уполномоченному на получение акта) в течение 3 рабочих дней со дня оформления.
Акт аудиторской проверки должен содержать:
а) информацию о выявленных недостатках и (или) нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и причинах таких недостатков и нарушений, а также о бюджетных рисках;
б) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого объектом аудита;
в) выводы о достоверности (недостоверности) бюджетной отчетности объекта аудита;
г) выводы о соответствии (несоответствии) порядка ведения объектом аудита бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
д) предложения по повышению экономности и результативности использования объектом аудита бюджетных средств;
е) предложения по устранению выявленных недостатков и (или) нарушений, по принятию мер, направленных на исключение (минимизацию) бюджетных рисков, по актуализации карт внутреннего финансового контроля.
3.18. В случае если в течение 10 рабочих дней со дня получения акта аудиторской проверки объект аудита представит субъекту аудита письменные возражения на акт аудиторской проверки, субъект аудита в течение 10 рабочих дней со дня получения письменных возражений на акт рассматривает их обоснованность, оформляет письменное заключение на возражения и вручает его руководителю объекта аудита (иному лицу, уполномоченному на получение заключения).
3.19. Акт аудиторской проверки направляется субъектом аудита руководителю главного администратора в течение 3 рабочих дней со дня его оформления субъектом аудита.
По итогам рассмотрения акта аудиторской проверки руководитель главного администратора вправе принять решения:
а) о реализации предложений субъекта аудита;
б) о недостаточной обоснованности выводов и предложений субъекта аудита и проведении дополнительной аудиторской проверки;
в) о проведении служебных проверок в целях принятия решения о привлечении лиц, допустивших выявленные недостатки и (или) нарушения, к дисциплинарной и (или) материальной ответственности.
При наличии в нарушениях, выявленных по итогам аудиторской проверки, признаков административных правонарушений или уголовных преступлений руководитель главного администратора обязан направить материалы аудиторской проверки в течение 15 рабочих дней со дня ее завершения в соответствии с установленной компетенцией в уполномоченные органы.
3.20. Ежегодно, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, субъект аудита представляет руководителю главного администратора годовой отчет о результатах осуществления внутреннего финансового аудита, в котором отражается следующая информация:
а) степень надежности осуществлявшегося должностными лицами и структурными подразделениями главного администратора в отчетном году внутреннего финансового контроля;
б) степень достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора;
в) степень соответствия порядка ведения главным администратором и подведомственными участниками бюджетного процесса бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
г) предложенные в течение отчетного года меры по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств главным администратором и подведомственными участниками бюджетного процесса и результаты их реализации.
Осуществлявшийся в отчетном году должностными лицами и структурными подразделениями главного администратора внутренний финансовый контроль считается надежным, если применяемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному, по сравнению с отчетным годом, снижению числа недостатков и (или) нарушений при осуществлении операций и выполнении внутренних бюджетных процедур, к исключению (минимизации) бюджетных рисков, а также к повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
3.21. В целях осуществления Финансовым управлением администрации города Ульяновска бюджетных полномочий по проведению анализа осуществления главными администраторами внутреннего финансового аудита главные администраторы обязаны предоставлять Финансовому управлению администрации города Ульяновска запрашиваемые им в связи с осуществлением указанных полномочий информацию и документы.
3.22. Ответственность за надлежащую организацию внутреннего финансового аудита несет непосредственно руководитель главного администратора.
------------------------------------------------------------------
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2014 г. № 4662
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
ГЛАВНЫМИ РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ (РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ) СРЕДСТВ,
ГЛАВНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ (АДМИНИСТРАТОРАМИ) ДОХОДОВ,
ГЛАВНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ (АДМИНИСТРАТОРАМИ) ИСТОЧНИКОВ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД УЛЬЯНОВСК"
В соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь Уставом муниципального образования "город Ульяновск", администрация города Ульяновска постановляет:
1. Утвердить Порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями (распорядителями) средств, главными администраторами (администраторами) доходов, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования "город Ульяновск" (прилагается).
2. Руководителям главных распорядителей (распорядителей) средств, главных администраторов (администраторов) доходов, главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования "город Ульяновск" (далее - главные администраторы) в срок до 01.12.2014:
1) определить должностных лиц и структурные подразделения главного администратора, на которые возлагается осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в соответствии с требованиями, установленными указанным выше Порядком;
2) обеспечить внесение в должностные инструкции должностных лиц и положения о структурных подразделениях главного администратора положений о правах и обязанностях, связанных с осуществлением внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
3) обеспечить формирование предусмотренных названным Порядком карт внутреннего финансового контроля.
3. Признать утратившими силу:
1) постановление администрации города Ульяновска от 15.05.2012 № 2124 "Об утверждении Порядка осуществления ведомственного финансового контроля главными распорядителями средств бюджета муниципального образования "город Ульяновск" за подведомственными муниципальными учреждениями";
2) постановление администрации города Ульяновска от 25.06.2012 № 2774 "О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновска от 15.05.2012 № 2124";
3) постановление администрации города Ульяновска от 16.08.2012 № 3685 "О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновска от 15.05.2012 № 2124".
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Ульяновск сегодня".
Глава администрации
города Ульяновска
С.С.ПАНЧИН
Утвержден
постановлением
администрации
города Ульяновска
от 15 сентября 2014 г. № 4662
ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И
ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА ГЛАВНЫМИ РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ
(РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ) СРЕДСТВ, ГЛАВНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ
(АДМИНИСТРАТОРАМИ) ДОХОДОВ, ГЛАВНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ
(АДМИНИСТРАТОРАМИ) ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА
БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД УЛЬЯНОВСК"
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств, главными администраторами (администраторами) доходов, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования "город Ульяновск" (далее - местный бюджет) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
1.2. В настоящем Порядке используются следующие термины и понятия:
главный администратор - главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета, главный администратор (администратор) доходов местного бюджета, главный администратор (администратор) источников финансирования дефицита местного бюджета;
подведомственный участник бюджетного процесса - подведомственный главному администратору распорядитель средств местного бюджета, администратор доходов местного бюджета, администратор источников финансирования дефицита местного бюджета, получатель средств местного бюджета;
внутренние бюджетные процедуры - организуемые и выполняемые главным администратором и подведомственными ему участниками бюджетного процесса процедуры по составлению и исполнению местного бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, по доходам, по источникам финансирования дефицита, а также процедуры по составлению ими бюджетной отчетности и ведению бюджетного учета, включая способы ведения бухгалтерского учета (далее - учетная политика);
внутренние стандарты - правовые акты главного администратора, регулирующие выполнение внутренних бюджетных процедур;
внутренний финансовый контроль - непрерывно осуществляемый руководителями главных администраторов, руководителями, иными должностными лицами структурных подразделений главного администратора, непосредственно организующих и выполняющих внутренние бюджетные процедуры, контроль, направленный на соблюдение внутренних бюджетных процедур и внутренних стандартов, а также на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств главным администратором и подведомственными участниками бюджетного процесса;
операция - действие по оформлению документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур;
внутренний финансовый аудит - непрерывно осуществляемая специально уполномоченным структурным подразделением или должностным лицом главного администратора деятельность в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого должностными лицами и структурными подразделениями главного администратора, подготовки рекомендаций по повышению его эффективности, подтверждения достоверности бюджетной отчетности главного администратора и подведомственных участников бюджетного процесса и соответствия порядка ведения ими бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации, и подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств главным администратором и подведомственными участниками бюджетного процесса.
Иные термины и понятия, используемые в настоящем Порядке, применяются в том же значении, что и в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
2. Осуществление внутреннего финансового
контроля
2.1. Внутренний финансовый контроль осуществляется должностными лицами главного администратора в соответствии с их должностными инструкциями.
Внутренний финансовый контроль осуществляется в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:
а) составление и представление подведомственным участником бюджетного процесса главному администратору документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта местного бюджета (проектов изменений в местный бюджет);
б) составление и представление главным администратором в Финансовое управление администрации города Ульяновска документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта местного бюджета (проектов изменений в местный бюджет), в том числе реестра расходных обязательств главного администратора и обоснований бюджетных ассигнований;
в) составление и представление главным администратором в Финансовое управление администрации города Ульяновска документов, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита местного бюджета;
г) составление и ведение главным администратором бюджетной росписи;
д) составление и направление главным администратором в Финансовое управление администрации города Ульяновска документов, необходимых для составления и ведения сводной бюджетной росписи местного бюджета и распределения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по главным распорядителям средств местного бюджета;
е) распределение главным администратором бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным участникам бюджетного процесса;
ж) составление, утверждение, ведение и исполнение главным администратором и подведомственными участниками бюджетного процесса бюджетных смет (свода бюджетных смет);
з) формирование главным администратором муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и финансовое обеспечение главным администратором выполнения этого задания подведомственными муниципальными учреждениями;
и) принятие и исполнение главным администратором и подведомственными участниками бюджетного процесса бюджетных обязательств;
к) осуществление главным администратором и подведомственными участниками бюджетного процесса начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в местный бюджет, пеней и штрафов по ним, а также иных бюджетных полномочий главного администратора и администратора доходов местного бюджета;
л) осуществление главным администратором и подведомственными участниками бюджетного процесса контроля за полнотой и своевременностью поступления в местный бюджет источников финансирования дефицита местного бюджета, обеспечения поступлений в местный бюджет и выплат из местного бюджета по источникам финансирования дефицита местного бюджета, а также иных бюджетных полномочий главного администратора и администратора источников финансирования дефицита местного бюджета;
м) осуществление главным администратором и подведомственными участниками бюджетного процесса бюджетного учета, в том числе принятия к учету первичных учетных документов (составления сводных учетных документов), отражения информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведения оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
н) составление и представление главным администратором и подведомственными участниками бюджетного процесса бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;
о) исполнение главным администратором и подведомственными участниками бюджетного процесса судебных актов по искам к муниципальному образованию "город Ульяновск", а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений.
2.2. При осуществлении внутреннего финансового контроля проводятся следующие контрольные действия:
а) проверка оформления документов на соответствие требованиям внутренних стандартов и иных правовых актов, регулирующих выполнение внутренних бюджетных процедур;
б) визирование документов, оформленных в результате осуществления операций (далее - авторизация операций);
в) сверка данных;
г) сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.
2.3. Контрольные действия, указанные в пункте 2.2 настоящего Порядка (далее - контрольные действия), проводятся в ходе самоконтроля, контроля по уровню подчиненности и контроля по уровню подведомственности (далее - методы контроля).
2.4. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные.
Визуальные контрольные действия проводятся без использования программных средств автоматизации. Автоматические контрольные действия проводятся с использованием программных средств автоматизации без непосредственного участия должностного лица, осуществляющего внутренний финансовый контроль. Смешанные контрольные действия проводятся с использованием программных средств автоматизации с непосредственным участием должностного лица, осуществляющего внутренний финансовый контроль.
2.5. К способам проведения контрольных действий относятся:
а) сплошной способ, при котором контрольные действия проводятся в отношении каждой осуществленной операции при выполнении внутренней бюджетной процедуры;
б) выборочный способ, при котором контрольные действия проводятся в отношении отдельных операций при выполнении внутренней бюджетной процедуры.
2.6. Подготовка к осуществлению внутреннего финансового контроля заключается в формировании (актуализации) руководителями структурных подразделений главного администратора карты внутреннего финансового контроля.
В карте внутреннего финансового контроля по каждой отражаемой в ней внутренней бюджетной процедуре указываются данные о должностном лице, ответственном за осуществление операций, периодичности осуществления операций, должностных лицах, проводящих контрольные действия, методах контроля, способах и периодичности проведения контрольных действий.
Формирование (актуализация) карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:
а) анализ внутренней бюджетной процедуры в целях определения применяемых к ней методов контроля и контрольных действий;
б) формирование перечня операций с указанием необходимости или отсутствия необходимости проведения контрольных действий в отношении отдельных операций.
Внутренний финансовый контроль осуществляется главным администратором в соответствии с картами внутреннего финансового контроля, утвержденными руководителем главного администратора.
Актуализация карт внутреннего финансового контроля осуществляется:
а) в случае внесения изменений во внутренние стандарты и иные правовые акты, регулирующие выполнение внутренних бюджетных процедур;
б) в случае изменения состава должностных лиц, ответственных за осуществление операций, периодичности осуществления операций, состава должностных лиц, проводящих контрольные действия;
в) в случае необходимости изменения методов контроля, контрольных действий и (или) периодичности их проведения в целях увеличения способности методов контроля и контрольных действий снижать вероятность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур и операций (далее - бюджетные риски).
2.7. Внутренний финансовый контроль осуществляется должностными лицами структурных подразделений главного администратора с соблюдением методов контроля, способов и периодичности проведения контрольных действий, указанных в картах внутреннего финансового контроля.
2.8. Самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом структурного подразделения главного администратора путем проведения проверки каждой осуществляемой им операции на соответствие внутренним стандартам и иным правовым актам, регулирующим выполнение внутренних бюджетных процедур. При самоконтроле также осуществляется оценка бюджетных рисков.
2.9. Контроль по уровню подчиненности осуществляется сплошным способом руководителем и (или) руководителем структурного подразделения главного администратора (иным уполномоченным лицом) путем авторизации операций, осуществляемых подчиненными должностными лицами.
2.10. Контроль по уровню подведомственности осуществляется сплошным или выборочным способом в отношении выполненных подведомственными участниками бюджетного процесса внутренних бюджетных процедур, предусмотренных подпунктами "а" и "м" пункта 2.1 настоящего Порядка.
Контроль по уровню подведомственности осуществляется путем проведения проверок представленных подведомственным участником бюджетного процесса документов, направленных на установление:
а) соответствия документов требованиям внутренних стандартов и иных правовых актов, регулирующих выполнение внутренних бюджетных процедур;
б) своевременности оформления и представления документов;
в) точности и обоснованности отраженной в документах информации;
г) законности осуществления отдельных операций при оформлении документов.
Результаты таких проверок оформляются письменным заключением главного администратора с указанием необходимости внесения в представленные документы исправлений, устранения выявленных при оформлении и представлении документов недостатков и (или) нарушений в установленный в заключении срок либо разрешительной надписью руководителя главного администратора (иного уполномоченного лица) на представленном документе.
2.11. Информация о выявленных при осуществлении внутреннего финансового контроля бюджетных рисках, недостатках, нарушениях при осуществлении операций и выполнении внутренних бюджетных процедур, причинах их возникновения и предлагаемые меры по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля) направляются структурными подразделениями, выполняющими внутренние бюджетные процедуры, руководителю главного администратора с установленной руководителем главного администратора периодичностью.
2.12. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля принимаются решения с указанием сроков их выполнения, направленные:
а) на обеспечение проведения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций и (или) устранение недостатков используемых при проведении автоматических контрольных действий программных средств автоматизации, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
б) на актуализацию карт внутреннего финансового контроля в части изменения методов контроля, контрольных действий и (или) периодичности их проведения в целях увеличения способности методов контроля и контрольных действий снижать вероятность возникновения бюджетных рисков;
в) на актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных электронных документов, позволяющих отразить унифицированные операции при выполнении главным администратором и подведомственными участниками бюджетного процесса внутренних бюджетных процедур;
г) на уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих выполнение главным администратором и подведомственными участниками бюджетного процесса внутренних бюджетных процедур, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
д) на изменение внутренних стандартов, в том числе регулирующих учетную политику главного администратора;
е) на уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистрах бюджетного учета главного администратора;
ж) на устранение конфликта интересов у должностных лиц главного администратора, участвующих в выполнении внутренних бюджетных процедур;
з) на привлечение должностных лиц главного администратора, участвующих в выполнении внутренних бюджетных процедур, к материальной и (или) дисциплинарной ответственности за недостатки и (или) нарушения, допущенные при осуществлении операций и выполнении внутренних бюджетных процедур;
и) на ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений главного администратора, организующих и выполняющих внутренние бюджетные процедуры.
2.13. При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитываются итоги контрольных мероприятий, проведенных в отношении главного администратора и подведомственных участников бюджетного процесса Финансовым управлением администрации города Ульяновска и Контрольно-счетной палатой муниципального образования "город Ульяновск", а также информация, изложенная в актах аудиторских проверок, проведенных в рамках внутреннего финансового аудита.
2.14. В целях осуществления Финансовым управлением администрации города Ульяновска бюджетных полномочий по проведению анализа осуществления главными администраторами внутреннего финансового контроля главные администраторы обязаны предоставлять Финансовому управлению администрации города Ульяновска запрашиваемые им в связи с осуществлением указанных полномочий информацию и документы.
2.15. Ответственность за надлежащую организацию внутреннего финансового контроля несет руководитель главного администратора.
3. Осуществление внутреннего финансового
аудита
3.1. Внутренний финансовый аудит осуществляется специально уполномоченным структурным подразделением или должностным лицом главного администратора (далее - субъект аудита) на основе функциональной независимости. Субъект аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора.
Деятельность субъекта аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
3.2. Предметом внутреннего финансового аудита является совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершаемых структурными подразделениями главного администратора и подведомственными участниками бюджетного процесса (далее - объекты аудита), а также организация и осуществление должностными лицами и структурными подразделениями главного администратора внутреннего финансового контроля.
3.3. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки проводятся в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора (далее - план) до начала очередного финансового года.
3.4. Субъект аудита вправе давать заключения по вопросам законности, обоснованности и полноты документов главного администратора, представляемых в Финансовое управление администрации города Ульяновска для составления и рассмотрения проекта местного бюджета (проектов изменений в местный бюджет).
3.5. Аудиторские проверки подразделяются:
а) на камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
б) на выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объекта аудита;
в) на комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта аудита, так и по месту нахождения объекта аудита.
3.6. Должностные лица субъекта аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и результатах осуществления объектом аудита внутреннего финансового контроля;
б) посещать помещения и территории, занимаемые объектом аудита, в отношении которого проводится аудиторская проверка;
в) привлекать по согласованию с руководителем главного администратора независимых экспертов.
3.7. Должностные лица субъекта аудита при проведении аудиторских проверок обязаны:
а) соблюдать требования правовых актов в установленной сфере деятельности;
б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программами аудиторских проверок;
в) знакомить руководителя объекта аудита с программой аудиторской проверки и ее результатами.
3.8. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в плане указывается проверяемая внутренняя бюджетная процедура, объект аудита, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.
3.9. При планировании аудиторских проверок учитываются:
а) значимость операций, групп однотипных операций, осуществляемых объектами аудита, которые могут оказать значительное влияние на бюджетную отчетность главного администратора в случае ненадлежащего осуществления этих операций;
б) факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций для оценки надежности внутреннего финансового контроля, к которым относятся:
частота проведения визуальных контрольных действий при осуществлении внутреннего финансового контроля;
соответствие методов контроля и контрольных действий, применяемых при осуществлении внутреннего финансового контроля, уровню сложности и значимости внутренней бюджетной процедуры;
уровень автоматизации контрольных действий, применяемых при осуществлении внутреннего финансового контроля;
в) бюджетные риски;
г) степень обеспеченности субъекта аудита ресурсами (трудовыми, материальными, финансовыми);
д) наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
3.10. В целях составления плана субъект аудита обязан провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
а) осуществления объектом аудита внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
б) контрольных мероприятий, проведенных Финансовым управлением администрации города Ульяновска и Контрольно-счетной палатой муниципального образования "город Ульяновск" в отношении объектов аудита (в отношении отдельных внутренних бюджетных процедур, организуемых и выполняемых соответствующими структурными подразделениями главного администратора).
3.11. Аудиторская проверка назначается решением руководителя главного администратора и проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной субъектом аудита.
Программа аудиторской проверки должна содержать:
а) наименование объектов аудита;
б) тему аудиторской проверки;
в) перечень вопросов, подлежащих изучению при проведении аудиторской проверки, с указанием:
внутренних бюджетных процедур, в отношении которых оценивается надежность внутреннего финансового контроля;
перечня операций, осуществляемых в рамках внутренних бюджетных процедур по составлению бюджетной отчетности и ведению бюджетного учета, в отношении которых подтверждается достоверность бюджетной отчетности объекта аудита и соответствия порядка ведения объектом аудита бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
г) срок проведения аудиторской проверки.
3.12. При проведении аудиторской проверки исследуется:
а) осуществление объектом аудита внутреннего финансового контроля;
б) соответствие выполнения объектом аудита внутренних бюджетных процедур внутренним стандартам и иным правовым актам, регулирующим выполнение внутренних бюджетных процедур;
в) экономность и результативность использования объектом аудита бюджетных средств;
г) соответствие применяемой (обеспечиваемой) объектом аудита учетной политики законодательству Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральным и отраслевым стандартам в области регулирования бухгалтерского учета;
д) применение объектом аудита программных средств автоматизации при выполнении внутренних бюджетных процедур;
е) ведение объектом аудита бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым решения принимаются исходя из профессионального мнения лиц, ответственных за ведение бюджетного учета;
ж) наделение правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем объекта аудита, обеспечивающих выполнение объектом аудита внутренних бюджетных процедур, а также соблюдения регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
з) формирование объектом аудита финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
и) составление объектом аудита бюджетной отчетности.
3.13. Аудиторская проверка проводится путем выполнения:
а) инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций при выполнении внутренней бюджетной процедуры, и (или) материальных активов;
б) наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и иных работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе осуществления операций при выполнении внутренней бюджетной процедуры;
в) запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
г) пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита;
д) аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях о выполнении объектом аудита внутренних бюджетных процедур, изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете сведений, а также причин таких отклонений и недостатков.
3.14. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные, надлежащие и надежные доказательства. К доказательствам относятся информация и данные:
а) основанные на документах и иных материалах, подготавливаемых или получаемых в связи с проведением аудиторской проверки (далее - рабочая документация);
б) подтверждающие наличие выявленных недостатков и (или) нарушений при выполнении объектами аудита внутренних бюджетных процедур;
в) являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
3.15. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию. Рабочая документация содержит:
а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
б) сведения о результатах осуществления объектом аудита внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
в) перечень контрактов, договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, изученных при проведении аудиторской проверки;
г) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объекта аудита;
д) обращения, запросы, направленные третьим лицам при проведении аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
е) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные недостатки и (или) нарушения;
ж) акт аудиторской проверки.
3.16. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления устанавливаются главным администратором.
3.17. Результаты аудиторской проверки в течение 2 рабочих дней со дня ее завершения оформляются актом, который подписывается субъектом аудита и вручается руководителю объекта аудита (иному лицу, уполномоченному на получение акта) в течение 3 рабочих дней со дня оформления.
Акт аудиторской проверки должен содержать:
а) информацию о выявленных недостатках и (или) нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и причинах таких недостатков и нарушений, а также о бюджетных рисках;
б) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого объектом аудита;
в) выводы о достоверности (недостоверности) бюджетной отчетности объекта аудита;
г) выводы о соответствии (несоответствии) порядка ведения объектом аудита бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
д) предложения по повышению экономности и результативности использования объектом аудита бюджетных средств;
е) предложения по устранению выявленных недостатков и (или) нарушений, по принятию мер, направленных на исключение (минимизацию) бюджетных рисков, по актуализации карт внутреннего финансового контроля.
3.18. В случае если в течение 10 рабочих дней со дня получения акта аудиторской проверки объект аудита представит субъекту аудита письменные возражения на акт аудиторской проверки, субъект аудита в течение 10 рабочих дней со дня получения письменных возражений на акт рассматривает их обоснованность, оформляет письменное заключение на возражения и вручает его руководителю объекта аудита (иному лицу, уполномоченному на получение заключения).
3.19. Акт аудиторской проверки направляется субъектом аудита руководителю главного администратора в течение 3 рабочих дней со дня его оформления субъектом аудита.
По итогам рассмотрения акта аудиторской проверки руководитель главного администратора вправе принять решения:
а) о реализации предложений субъекта аудита;
б) о недостаточной обоснованности выводов и предложений субъекта аудита и проведении дополнительной аудиторской проверки;
в) о проведении служебных проверок в целях принятия решения о привлечении лиц, допустивших выявленные недостатки и (или) нарушения, к дисциплинарной и (или) материальной ответственности.
При наличии в нарушениях, выявленных по итогам аудиторской проверки, признаков административных правонарушений или уголовных преступлений руководитель главного администратора обязан направить материалы аудиторской проверки в течение 15 рабочих дней со дня ее завершения в соответствии с установленной компетенцией в уполномоченные органы.
3.20. Ежегодно, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, субъект аудита представляет руководителю главного администратора годовой отчет о результатах осуществления внутреннего финансового аудита, в котором отражается следующая информация:
а) степень надежности осуществлявшегося должностными лицами и структурными подразделениями главного администратора в отчетном году внутреннего финансового контроля;
б) степень достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора;
в) степень соответствия порядка ведения главным администратором и подведомственными участниками бюджетного процесса бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
г) предложенные в течение отчетного года меры по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств главным администратором и подведомственными участниками бюджетного процесса и результаты их реализации.
Осуществлявшийся в отчетном году должностными лицами и структурными подразделениями главного администратора внутренний финансовый контроль считается надежным, если применяемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному, по сравнению с отчетным годом, снижению числа недостатков и (или) нарушений при осуществлении операций и выполнении внутренних бюджетных процедур, к исключению (минимизации) бюджетных рисков, а также к повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
3.21. В целях осуществления Финансовым управлением администрации города Ульяновска бюджетных полномочий по проведению анализа осуществления главными администраторами внутреннего финансового аудита главные администраторы обязаны предоставлять Финансовому управлению администрации города Ульяновска запрашиваемые им в связи с осуществлением указанных полномочий информацию и документы.
3.22. Ответственность за надлежащую организацию внутреннего финансового аудита несет непосредственно руководитель главного администратора.
------------------------------------------------------------------